Ввод/вывод с использованием функций Windows API

Для тех, кто переходит на Delphi не с прежних версий Turbo Pascal, а с С, других языков или начинает освоение с "нуля", более привычными будут стандартные функции работы с файлами Windows. Тем более, что возможности ввода/вывода в них расширены. Каждый файл в этом наборе функций описывается не переменной, а дескриптором (Handle) — 32-разрядной величиной, которая идентифицирует файл в операционной системе.

В Win32 файл открывается при помощи функции, имеющей обманчивое название:

function CreateFile(IpFileName: PChar; dwDesiredAccess, 

dwShareMode: DWORD; IpSecurityAttributes: PSecurityAttributes;

 dwCreationDistribution, dwFlagsAndAttributes: DWORD; 

hTemplateFile: THandle): THandle;

Хоть ее название и начинается с create, но она позволяет не только создавать, но и открывать уже существующие файлы.

Такое огромное количество параметров оправдано, т. к. createFile используется для открытия файлов на диске, устройств, каналов, портов и вообще любых источников ввода/вывода. Назначение параметров описано в табл. 9.2.

Таблица 9.2. Параметры функции CreateFile

Параметр

Описание

IpFileName:pChar

Имя открываемого объекта. Может представлять собой традиционную строку с путем и именем файла, UNC (для открытия объектов в сети, имя порта, драйвера или устройства)

dwDesiredAccess,:DWORD

Способ доступа к объекту. Может быть равен:

  •  GENERIC READ — для чтения; 

  •  GENERIC WRITE — для записи.

Их комбинация позволяет открыть файл для чтения и записи. Параметр 0 применяется, если нужно получить атрибуты файла без его фактического открытия

dwShareMode:DWORD

Режим совместного использования файла: 

  •  0 — совместный доступ запрещен;

  • FILE SHARE READ — для чтения;

  • FILE_SHARE_WRITE -  для записи.

Их комбинация — для полного совместного доступа

IpSecurityAttributes :PSecurityAttributes

Атрибуты защиты файла. В Windows 95/98 не используются (должны быть равны nil). В Windows NT/2000 этот параметр, равный nil, дает объекту атрибуты по умолчанию

dwCreationDistribution: DWORD;

Способ открытия файла:

  •  CREATE NEW — создается новый файл, если таковой уже существует, функция возвращает ошибку ERROR_ALREADY_EXISTS;
  •  CREATE ALWAYS — создается новый файл, если таковой уже существует, он перезаписывается;
  •  OPEN EXISTING— открывает существующий файл, если таковой не найден, функция возвращает ошибку;
  •  OPEN ALWAYS — открывает существующий файл, если таковой не найден, он создается

dwFlagsAndAttributes: DWORD;

Набор атрибутов (скрытый, системный, сжатый) и флагов для открытия объекта. Подробное описание см. в документации по Win32

hTemplateFile: THandle

Файл-шаблон, атрибуты которого используются для открытия. В Windows 95/98 не используется и должен быть равен 0

Функция createFile возвращает дескриптор открытого объекта ввода/вывода. Если открытие невозможно из-за ошибок, возвращается код INVALID_HANDLE_VALUE, а расширенный код ошибки можно узнать, вызвав функцию GetLastError.

Закрывается файл в Win32 функцией closeHandie (не closeFile, a closeHandle! Правда, "легко" запомнить? Что поделать, так их назвали разработчики Win32).

Приведем из большого разнообразия несколько приемов использования функции CreateFile. Часто программисты хотят иметь возможность организовать посекторный доступ к физическим устройствам хранения — например к дискете. Сделать это не так уж сложно, но при этом методы для Windows 98 и Windows 2000 различаются. В Windows 2000 придется открывать устройство ('\\.\A:'), а в Windows 98 — специальный драйвер доступа (обозначается '\\.\vwin32'). И то и другое делается функцией createFile.

 Листинг 9.1  Чтение сектора с дискеты при помощи функции CreateFile 

type

pDIOCRegs = ^TDIOCRegs;

TDIOCRegs = packed record

rEBX,rEDX,rECX,rEAX,rEDI, rESI, rFlags : DWORD;

end;

const VWIN32_DIOC_DOS_IOCTL = 1;

VWIN32_DIOC_DOS_INT13 = 4; //Прерывание 13

SectorSize = 512;

function ReadSector(Head, Track, Sector: Integer; buffer : pointer; 

Floppy: char):Boolean; 

var hDevice : THandle; 

Regs : TDIOCRegs;

 DevName : string; nb : Integer; 

begin

if WIN32PLATFORM <> VER_PLATFORM_WIN32_NT then

 begin {win95/98} hDevice := CreateFile('\\.\vwin32', GENERIC_READ, 0, nil, 0,

FILE_FLAG_DELETE_ON_CLOSE, 0);

if (hDevice = INVALID_HANDLE_VALUE) then

 begin

Result := FALSE;

Exit; end;

regs.rEDX := Head * $100 + Ord(Floppy in ['b', 'B']);

regs.rEAX := $201; // KOH onepam-iM read sector

regs.rEBX := DWORD(buffer); // buffer

regs.rECX := Track * $100 + Sector;

regs.rFlags := $0;

Result := DeviceloControl(hDevice,VWIN32_DIOC_DOS_INT13,

@regs, sizeof(regs), @regs, sizeof(regs), nb, nil) 

and ((regs.rFlags and $1)=0); CloseHandle(hDevice); 

end {win95/98} 

else

begin // Windows NT/2000 

DevName :='\\.\A:';

if Floppy in ['b', 'B'] then DevName[5] := Floppy;

hDevice := CreateFile(pChar(Devname), GENERIC_READ, FILE_SHARE_READ 

or FILE_SHARE_WRITE, nil, OPEN_EXISTING, FILE_ATTRIBUTE_NORMAL, 0);

if (hDevice = INVALID_HANDLE_VALUE) then 

begin 

Result := FALSE;

Exit;

end;

SetFilePointer(hDevice, (Sector-1)*SectorSize, nil, FILE_BEGIN); // нумерация с 1

Result := ReadFile(hDevice, buffer';, SectorSize, nb, nil) and (nb=SectorSize);

CloseHandle(hDevice);

end; // Windows NT/2000 

end;

Для чтения и записи данных в Win32 используются функции:

function ReadFile(hFile: THandle; var Buffer; nNumberOfBytesToRead: DWORD; var IpNumberOfBytesRead: DWORD; IpOverlapped: POverlapped): BOOL; function WriteFile(hFile: THandle; const Buffer; nNumberOfBytesToWrite: DWORD; var IpNumberOfBytesWritten: DWORD; IpOverlapped: POverlapped): BOOL;

Здесь все сходно с BlockRead и Blockwrite: hFile — это дескриптор файла, Buffer — адрес, по которому будут читаться (писаться) данные; третий параметр означает требуемое число читаемых (записываемых) байтов, а четвертый — фактически прочитанное (записанное). Последний параметр — IpOverlapped — обсудим чуть позже.

Функция createFile используется и для доступа к портам ввода/вывода. Часто программисты сталкиваются с задачей: как организовать обмен данными с различными нестандартными устройствами, подключенными к параллельному или последовательному порту? В Turbo Pascal для DOS был очень хороший псевдомассив Ports: пишешь Port[x] := у; и не знаешь проблем. В Win32 прямой доступ к портам запрещен и приходится открывать их как файлы:

...

hCom := CreateFile('COM2', GENERIC_READ or GENERIC_WRITE,

0, NIL, OPEN_EXISTING, FILE_FLAG__OVERLAPPED, 0) ;

 if hCom = INVALID_HANDLE_VALUE then

begin

raise EAbort.CreateFmt('Ошибка открытия порта: %d*,[GetLastError]);

end;

Самое большое отличие от предыдущего примера — в скромном флаге FILE_FLAG_OVERLAPPED. О роли этих изменений- в следующем разделе